×
Меню сайта

Новогоднее оформление музыкального зала 

 
 

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через музыкально-ритмические движения.

Все мы не раз наблюдали, с каким удовольствием дошкольники импровизируют под музыку, придумывая собственный свободный танец. У одних детей это получается достаточно грациозно, изобретательно, у других – несколько неуклюже, однообразно. Конечно, в этом проявляются врожденные данные – координация движения, музыкальность, фантазия, интерес к творчеству. Во всяком случае, одна из важнейших задач музыкального руководителя – это поддержать интерес ребенка к самовыражению, помочь ему освоить свое тело как музыкальный инструмент. С чего же мы начнем в решении этой сложной задачи?

Самое главное – это поддержать интерес ребенка двигаться под музыку, а если это необходимо – внушить уверенность в себе. И ни в коем случае не делать замечания, даже если они заслуженные. Главное, чтобы ребенок получил удовольствие от движения под музыку, радость от самого процесса. Конечно, музыку нужно подбирать такую, чтобы она нравилась детям и побуждала их к движению.

Следующим немаловажным пунктом является обогащение двигательного опыта детей разнообразными телодвижениями под музыку. Для этого ребенок должен подражать не только взрослым, но и сверстникам, мог бы двигаться спонтанно в своё удовольствие. Такие импровизации можно использовать на занятиях, праздниках, утренних гимнастиках, физкультурных занятиях и т.д.

И последним пунктом данной задачи является научить ребенка тонко воспринимать музыку, её характер, игровой образ и основные средства выразительности, то есть научить детей «видеть ушами», фантазировать под музыку, сочинять свой уникальный танец! Но это умеют делать далеко не все взрослые, даже музыкальные руководители, поэтому можно учиться вместе с детьми.

В процессе развития у детей способности импровизировать под музыку, педагог использует самые разнообразные методы и приемы: рассказывает детям о музыке, о композиторе, показывает картинки и т.д. Здесь важно показать, что музыка гораздо тоньше слов и её сложно пересказать, нежели чем движение, пластика тела, которые могут гораздо тоньше выразить музыкальный образ.

Для импровизаций важно использовать атрибутику: ленточки, палочки, веночки, звездочки, веточки, шарфики и др. Иногда цвет шарфика, его ткань позволяют почувствовать легкость, пластичность, прозрачность мелодии (например, вальс Е. Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»).

Особое внимание хочется обратить на использование костюмов для занятий ритмопластикой. Конечно, костюм играет большую роль в создании художественного образа, помогает ребенку войти в этот образ и более выразительно исполнять движения. Можно использовать и традиционные костюмы, соответствующие конкретному образу – это костюм Снежинки, Бабочки, Куколки и т.д. Но можно использовать отдельные детали костюмов – это разноцветные юбки, купальники, пелерины, шляпки и т.д. Имея такой набор, музыкальный руководитель может сам предложить на выбор подобрать необходимые детали для создания необходимого костюма.

Музыкальный руководитель на занятии принимает активное участи в свободном движении под музыку – это создаёт особую атмосферу сотворчества детей и взрослых.

В качестве творческого задания можно предложить детям представить, какие персонажи танцуют под данную музыку, придумать название танца. В конце танца важно добиться правильного выполнения всех движений и перестроений, а также выразительности и артистичности исполнения. Музыкальный руководитель напоминает не только о красивой осанке, повороте головы, красивых руках и др., но и о музыке – петь руками, всем телом. В некоторых композициях дети могут придумывать финал танца. Много разных вариантов можно придумать практически в каждой музыкальной композиции. На музыкальных занятиях можно использовать и видеосъемку: всегда полезно посмотреть на себя со стороны. Развивая творческие и исполнительские способности, необходимо заботиться и о рефлексии (самооценке, самоанализу). Последовательная и систематическая работа над решением задач музыкального воспитания, и в частности развития творческих способностей через музыкально-ритмические движения, развивает у детей воображение, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Это осознанное отношение к восприятию музыки наполняет ребенка радостью. Музыка откроет для него богатый мир добра, света, красоты, научит творческой преобразовательной деятельности.

 

Литература:

1. Костина Э.П. Камертон (программа музыкального образования детей дошкольного возраста) [Текст]. – М.: Просвещение, 2004

2. Стриганова В.М., Уральская В.И. Современный бальный танец [Текст] – М.: Просвещение, 1978

3. Буренина А.И. Страничка редактора // Музыкальная палитра, №3, 2009